ЗАПАХ СЧАСТЬЯ
Наша прогулка не предвещала ничего неожиданного. После рабочего дня, чтобы развеяться, поехали мы в соседний городок, где есть красивый центр с фонтаном, живописными клумбами и бутиками, с ресторанами и кафе. Припарковались у знакомого кафе "la Мadeleine" и пошли, что называется "куда глаза глядят", лишь бы не сидеть дома в четырёх не самых тесных стенах. И всё же смена обстановки нужна каждому даже самому заядлому домоседу, которым никто из моего семейства не является. В какой-то момент мы оказались в сквере, и муж обратил внимание, что он здесь никогда не был. "Ты знаешь это место?" - Спросил. И я тоже остановилась и огляделась. И оказалось - знаю. Я набрала номер, хранящийся в памяти телефона, и вот из подъезда многоэтажного фешенебельного кондо спускается моя знакомая, с которой мы виделись не раз, и я даже имела удовольствие побывать у неё в гостях. Просто - одно дело, когда приезжаешь куда-то на машине, другое - доходишь пешком. Как будто бы два разных места. Но - узнала! Гуляя по центру Рестона, я даже не догадывалась, что нахожусь в двух шагах от её дома. Но я не подозревала ещё и о том, что моя знакомая откроет совершенно незнакомую доселе мне область, введёт меня совершенно нестандартным образом в мир запахов. Через несколько дней я снова припарковала машину в гараже её кондо, консьерж приветливо открыл мне дверь и даже смог через маску понять, к кому я приехала и указал направление, по которому я могу достичь цели визита. Лифт легко поднял меня на двадцатый этаж здания, и вот я в апартаментах похожих на парижский салон, это стиль и вкус хозяйки, и сама она с лёгким облаком белокурых волос и в шёлковом халате. Через несколько минут мы удобно расположились в чайном уголке, перед нами изысканный сервиз с ароматным чаем, а за окном город, начавший зажигать свои вечерние огни, на смену огням заходящего солнца. Мы живём в одноэтажной Америке, и это место так контрастирует с тем, где я привыкла проводить вечера. Здесь можно почувствовать себя птицей и увидеть то, что с первого этажа не разглядеть за деревьями и соседними домами. Мы обе пьём вкусный чай и разговариваем о многом и ни о чём. Иногда ощущения заменяют множество слов. С детства у меня было особое отношение к запахам. От папы я переняла острое обоняние, не настолько острое, как у него, но сравнимое, отчего любые духи вызывали у меня головокружение вплоть до потери сознания, поэтому духами я не пользовалась, а если кто-то в транспорте источал аромат, как естественный, так и искусственный, нередко мне приходилось искать другое место подальше от источника. Но с возрастом моё обоняние привыкло к нестандартным запахам, и как только я это поняла, немедленно начала восполнять упущенное: я принюхивалась ко всевозможным духам и одеколонам, у меня даже появились запахи, ассоциирующиеся с конкретными людьми, будь то запах их парфюма или же естественный. И всё же я никогда не придавала столько значения запаху. А ведь, если вдуматься: если человеку закрыть уши - он просто перестанет слышать, если закрыть глаза, он перестанет видеть, а если закрыть нос, он не сможет дышать и погибнет! В какой-то момент мне тоже захотелось подобрать себе запах. Духи всё ещё вызывали у меня лёгкое головокружение, я могла их переносить на других, но не на себе всё время, это было небезопасно. Из всего букета выделились запахи, которые предпочитаю я. Это цветы. На первом месте был ландыш, потом сирень, потом роза. К остальным запахам мне надо было привыкать, как к новой песне. И только цветочные почти все нравились сразу. Но это были чистые запахи, которые уже были выведены или придуманы до меня. Мне и в голову бы не пришло, что эти запахи можно смешивать, создавая новые, как аккорды из отдельных нот. Однако это именно так и есть. И с моей гостеприимной приятельницей мы занялись именно этим: сотворением букета из ароматов, которые нравятся именно мне. Если вдуматься, первое, что человек ощущает, родившись, это запах. Запах мамы, запах палаты, запах медикаментов, возможно, позже учится их распознавать наряду с другими вещами - звуками и зрительными образами, тактильными ощущениями. Мы знаем запах домашних животных, зайдя в дом к соседям, запах дождя, цветов, океана, солнца, еды, конечно же, деревьев. Я думаю, что не за горами тот день, когда в дополнение к зрительным, слуховым и тактильным образам добавят обонятельные, скажем, в музеях и кинотеатрах.. Представьте себе такую картину: океан, волны набегают на песчаный берег, солнце ещё не палит, но уже светит довольно ярко, ветер доносит запах прибрежных трав. Вы сидите в шезлонге с бокалом охлаждённой пина-колады и потягиваете её из бумажной трубочки (пластиковые сейчас не в моде). Можете представить себе все описанные запахи? Да, конечно, если вы их когда-то ощущали. Гораздо сложнее, точнее - практически невозможно описать их тем, кто никогда не испытывал их, как невозможно описать цвет человеку, не видящему цветов. А теперь закройте глаза и представьте себе, что эти запахи появились в комнате. Перенесут ли лишь они ваше воображение в ту ситуацию, которая ассоциируется с ними? Это вполне вероятно. Значит, запахи являются частью наших ощущений и памяти. Значит, с помощью запахов можно рисовать картины, вызывать эмоции, запахи можно воспроизводить и творить. Мой первый опыт французских духов был неудачен: мне довелось купить, не пробуя, "Шанель номер 5" в возрасте 25 лет. Классический запах "Шанели" на мой взгляд гораздо старше этого возраста. И он мне не подошёл, я не смогла его носить и отдала маме. А вот когда один журналист спросил Мэрилин Монро, что она надевает, когда ложится спать, актриса ответила: "Несколько капель "Шанель номер пять"". Так опысывает эти духи Диана Аккерман в книге "Естественная история чувств": "Верхней нотой популярного женского аромата является альдегид (синтетический цветочный запах) — его вы чувствуете первым. Потом ваш нос улавливает среднюю ноту (жасмин, роза, иланг-иланг и ландыш) и, наконец, базовую, которую часто называют “шлейфом аромата” (ветивер, ваниль, дубовый мох, сандаловое дерево, амбра, мускус и пачули)". Таким образом, любой парфюм состоит из трёх высот "нот", прямо, как в музыке. Верхние вы чувствуете сразу, но они быстро испаряются, после идут средние, более стойкие, и лишь затем вы остаётесь с самыми долгоиграющими нотами своего парфюма. Именно поэтому при выборе духов в магазине не стоит торопиться: запах, который вы почувствовали сначала - это вовсе не то, что шлейфом будет следовать за вами в случае, если вы решите стать обладательницей этого аромата. "Как хороши, как свежи были розы!" - писал Тургенев. Моя любовь к розам пришла в 15 лет. Я приехала в Питер и остановилась у двоюродного брата моей бабушки. И этот невероятно красивый даже в пожилом возрасте человек, угостил меня вареньем из лепестков роз. Это было магическое лакомство. Некоторые не могут его выносить, им кажется, что они едят парфюм. Мне же оно показалось самым лучшим, что я когда-либо пробовала: красота, воздействующая не только на глаза, но и на вкусовые рецепторы. Вкусовые? Но ведь известно, что мы различаем только 4 вкуса: горечь, сладость, солёность и кислоту. Остальные оттенки - это обоняние! При приёме пищи ощущения запаха и вкуса соединяются и дополняют друг друга. Не зря при заложенном носе мы не можем чувствовать всей вкусовой палитры угощений. С тех пор запах роз - моя слабость. Но этих запахов, как выяснилось, выведено столько, что голова может закружиться от разнообразия. Я ещё не избавилась до конца от своей детской особенности почти терять сознание от избытка запаха. Как-то на работе я, как завороженная, пошла на запах благоухающей розами сотрудницы, чтобы выяснить, что она носит. Её уже не было в коридоре, был только изумительный запах. Женщина оказалась любезной и даже распечатала картинку флакона с названием, но, к сожалению,, я оставила распечатку на работе и пришла в парфюмерный отдел без шпаргалки. Увы, всевозможные розовые запахи были не теми, не теми и не теми. В первый свой заход я ничего не нашла. Удача пришла совершенно случайно в магазине Нимэн Маркус, который я посещаю нечасто. И розовый запах, оказалось, принадлежал британской линии Джо Малон и так и назывался "Красные розы". Вот ещё интересный факт: Некоторые запахи (герань) обостряют слух, некоторые (бергамот) – зрение. А теперь самое замечательное. В гостях у подруги мне повезло поучаствовать в создании своего уникального запаха, состоящего из букета цветов с преобладанием, конечно, розы, но не только. Там были и лилии, и "белые лепестки", и магнолии (кажется, мы их не убрали из палитры) и розы аж двух сортов, как средние ноты. Мы добавили в качестве верхних нот цитрусовый аромат, который показался приятен мне, а в качестве нижних - тягучие смолы, с тяжёлыми, а из-за этого менее летучими запахами, добавляемые для стабилизации и более длительного "звучания" парфюма. "Привыкни к этому запаху, - сказала мне хозяйка, - попробуй его в разных ситуациях, и если он тебе понравится, я уже записала рецепт, мы сможем повторить!" Никогда не думала, что создание духов - это такое увлекательное занятие. Сама подруга работает над созданием уникального запаха ландыша. Чтобы он был максимально похож, должен пройти не один месяц. Муки творчества, как при создании полотна или музыкального шедевра. О да, конечно, может прийти и озарение. Мы все ждём такого момента, когда ты встаёшь утром с сознанием того, что сегодня это обязательно получится! Дорогая моя, я тебе искренне этого желаю! И... огромное спасибо, Lana Soules, за незабываемые минуты (весьма немало) этих нескольких часов, которые ты потратила вместе со мной на творение моего уникального запаха! Теперь я добавляю его из флакончика в ненавистную маску перед походом в магазин и... жизнь снова приобретает смысл и яркость и всё кажется уже не таким грустным. Ведь всё таки она вертится! А мы обязательно встретимся ещё и придумаем много нового, правда? Мне очень кажется, что в моих флакончиках, зелёном и сиреневом, удалось задержать запах счастья.
|
|
|