ДРАКА НА СВАДЬБЕ КАК ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО
Читаю с удовольствием Древнегреческие Мифы в искусстве, то есть, как они там отображаются. Вот битва афинян с кентаврами. Её прекрасное скульптурное изображение можно увидеть, например, в Пушкинском музее Изобразительных Искусств в Москве. Суть конфликта такова: царь лапифов Пирифой, изобретатель уздечки для лошадей, позвал на свою свадьбу с Гипподамией героя Тезея и афинян. Маленькая справка о Тезее. Изначально он был девушкой, фавориткой Посейдона. По просьбе возлюбленной тот превратил её в неуязвимого воина. Ох уж эти древнегреческие повороты. Итак, жених пригласил на свадьбу и кентавров (сверху человек, снизу лошадь), думая, что их вид позабавит гостей (наивный). Как только кентавры начали пьянеть от действия винных паров, которых не знали ранее, они позабыли всякое приличие. Один из них, Эвритион, схватил за волосы Гипподамию (заметьте, невесту) и хотел похитить ее (надо ли уточнять, с какой целью). Уточним, чтобы изнасиловать. Его примеру последовали другие кентавры, стараясь захватить тех женщин и юношей, которые пришлись им по вкусу (хороши гости). Герой Тезей отнял Гипподамию у Эвритиона. Кентавр бросился на него и был убит (у героев не забалуешь). Ему отрезали уши с носом и самого выкинули вон. Другие, увидев умирающего собрата, пришли в ярость и принялись кидать в противников все, что им попадалось под руку (короче, хорошо погуляли). Разгорелся бой, который не утихал, пока кентавры не были перебиты. Погиб и Тезей. На него сверху уронили повозку с камнями и бревнами. Так, что он ушёл глубоко в землю и вылетел птичкой с жёлтым оперением на голове. Эта битва была изображена на многих барельефах, в том числе и на Парфенонском храме, откуда слепок и перекочевал в московский музей. А теперь попробуем понять натуру этого явления. Представьте себе свадьбу, на которую позвали друзей, родственников и соседей с гармошкой. Те пришли, быстро нажрались, и стали приставать к невесте с недвусмысленными предложениями. Родственники возмутились, завязалась драка, в которой кое-кого из приглашенных сгоряча прирезали. Согласитесь, немало есть краев, где в таком развитии событий мало удивительного - бывает. Одно непонятно, зачем пьяную драку на свадьбе было изображать на культовом здании (Парфенон), а потом еще выставлять во множестве музеев по всему свету? Почти все великие художники отметились на этой теме, включая Рубенса и Боттичелли. Или это причуды истории, когда обыкновенная бытовуха со временем превращается в героическую войну, а миф о ней в произведение высокого искусства. Если так, то и у нас со всеми нашими сегодняшними безобразиями есть шанс когда-нибудь оказаться в «греческом» зале - под взглядами нескончаемой толпы зевак. И это утешает.
|
|
|